Психологическая и физиологическая готовность человека к выживанию в условиях природной среды

«Личность – конкретный человек, представитель определенного общества, группы (коллектива), осознающий свое отношение к окружающему, занимающийся определенным видом деятельности и обладающий индивидуальными особенностями, присущей ему системой психологических свойств и качеств»

 

Личность безопасного типа (поведения) – это идеализированное понятие. Личность, которая ориентированна на рациональные отношения с окружающей средой (со всеми ее компонентами), сохранение природной составляющей окружающей среды, со знаниями, умениями и навыками безопасного поведения, жизнедеятельность которого безопасны как для себя,  так и для других.

 

Личность безопасного типа – это не только набор поведенческих клише, это мировоззрение будущего,  это своеобразная идеология гармоничного сосуществования человека и природы, по большому счету это первый шаг в сторону не катастрофического развития всего человечества. Содержание понятия личности безопасного типа может изменяться в зависимости от контекста, в котором это понятие используется.

 

По отношению к окружающей среде можно выделить два типа личности:

  1. Потребительский тип личности, деятельности которого присуще бесконтрольное и нерациональное потребление ресурсов, безразличие к сокращению видового многообразия животного мира, безответственное отношение к окружающей среде. «Здесь и сейчас» «После меня – хоть трава не расти»

  2. Безопасный тип личности (с точки отношения к окружающей среде), деятельности которого присущи рационализм потребления ресурсов, ответственность, сохранение видового многообразия, забота об окружающей среде. «Не навреди!»

Классификация типов личности с позиции деятельности, поведения в экстремальных условиях и отношения, к себе и другим представлена в таблице

 

Классификация типов личности в условия опасностей

 

 

Опасности

 

Типы личности

Природные

Безопасный тип личности

Тип жертвы – виктимный

Техногенные

Безопасный тип личности

Тип жертвы – виктимный

Опасный тип личности

Социальные

Безопасный тип личности

Тип жертвы – виктимный

Личность агрессорного типа (социально – опасный тип личности)

 

В системе «природная опасность и человек» так же можно выделить два типа личности:

 

Тип жертвы виктимный (от англ. victim – «жертва») тип личности. Личность подверженная риску стать жертвой опасности, в связи с недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и если надо действовать.

 

Безопасный тип личности. Личность способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы,  избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать.  Действовать рационально, со всей ответственностью и пониманием происходящего.

 

Опасный тип личности. Личность,  деятельность которой может стать причиной чрезвычайной ситуации природного характера. Например, неосторожное обращение с огнем, т.е. человек, может стать причиной пожара – чрезвычайной ситуации природного характера. Следует заметить, что ни все ЧС природного характера может вызвать деятельность человека.

 

С позиции техногенных опасностей и человека можно выделить:

 

Тип жертвы – виктимный (от англ. victim – «жертва») тип личности. Личность подверженная риску стать жертвой опасности, в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть опасность и избегать, если надо действовать. Жертвой можно стать, если безопасность не зависит от человека. Виктимным фактором может быть отсутствие знаний защиты от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

 

Безопасный тип личности. Личность способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать. Действовать грамотно, рационально, со всей ответственностью и пониманием происходящего.

 

Опасный тип личности. Личность, деятельность которой носит потенциально опасный характер и  способна инициировать (спровоцировать) или стать причиной чрезвычайной ситуации, экстремальной ситуации, техногенной аварии, катастрофы. Причиной опасности личности могут быть разнообразны: психофизиологические, психические, моральные мировоззренческие и т.д.

 

В социальной сфере и сфере криминогенных опасностей к личности типа жертвы и безопасного типа личности необходимо прибавить личность типа агрессора (личность преступника, личность «хищника»):

 

Тип жертвы – виктимный (от англ. victim – «жертва») тип личности. Личность подверженная риску стать жертвой опасности, в связи с бездействием, недальновидностью, неспособностью предвидеть, избегать опасности и если надо действовать.

 

Безопасный тип личности. Личность способная анализировать риски, предвидеть, опасности и угрозы, зависящие и независящие от его деятельности, избегать опасности и опасные ситуации, и в случае необходимости действовать. Действовать рационально и со всей ответственностью и пониманием происходящего.

 

Личность агрессорного типа (социально – опасный тип личности) можно охарактеризовать как личность деятельность, которой отчасти является причиной опасной ситуации и носит социально опасный характер, воздействие направлено на других членов социума. Например, хулиганство в данном случае агрессоры – преступники (хулиганы) и жертвы (потерпевшие).

  

Личность безопасного типа поведения психологическая и социальная характеристики.

 

Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, и на тех, у кого они в какой–то степени ограничены. Поэтому для выявления ограничений в поведении человека предлагается рассмотреть личность в двух аспектах: психофизиологическом и социальном.

 

Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа выступает деятельность психики и мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу. Таким образом, личность безопасного типа должна отличаться определенным уровнем психологической устойчивости и психологической готовности к действиям в различных жизненных ситуациях.

 

Психологическую устойчивость личности безопасного типа обусловливают стой­кие общинно–коллективистские мотивы в поведении; знание окружающего мира; осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе. Психологическая готовность личности безопасного типа объясняется предвидением опасностей, осознанием возможностей уклониться от опасностей; наличием навыка преодоления опасности.

 

Социальная характеристика личности безопасного типа выражается в активности человека в обществе, в применении опасных и безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с природой, инфраструктурой города, общественно–правовых отношений в обществе, общения с другими людьми, своего личного физического развития и выполнения других действий, а именно: служба в армии, взаимоотношения с государственными, административными и правоохранитель­ными органами и др.

 

Непатологические и патологические психоэмоциональные состояния

 

В условиях катастроф и стихийных бедствий нервно–психические нарушения проявляются в широком диапазоне: от состояния дезадаптации и невротических, неврозоподобных реакций до реактивных психозов. Их тяжесть зависит от многих факторов: возраста, пола, уровня исходной социальной адаптации; индивидуальных характерологических особенно­стей; дополнительных отягощающих факторов на момент катастрофы (одиночество, попечение о детях, наличие больных родственников, собственная беспомощность: беременность, болезнь и т.д.).

 

Психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и опосредованной, связанной с ее ожиданием. Психические реакции при наводнении, урагане и других экстремальных ситуациях не носят какого–то специфического характера, присущего лишь конкретной экстремальной ситуации. Это скорее универсальные реакции на опасность, а их частота и глубина определяются внезапностью и интен­сивностью экстремальной ситуации.

 

Реакции на травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, на психическую деятельность человека подразделяются:

  • непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции;

  • патологические состояния – психогении (реактивные состояния).

Непатологические психоэмоциональные реакции

 

Для них характерна психологическая понятность реакций, их прямая зависимость от ситуаций и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях обычно сохраняются работо­способность (хотя она и снижена), возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической си­туации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т.п.

 

Патологические состояния – психогении

 

Психогении – отклонения от нормы, болезненные расстройства психики, состояние ее психически ненормальной дезадаптации, возникающие под влиянием психических травм.

 

Патологические психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психо­патологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.

 

Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с клиникой нарушений, разви­вающихся в обычных условиях. Однако есть и существенные различия.

 

Во–первых, вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психи­ческих расстройств у большого числа людей.

 

Во–вторых, клиническая картина в этих случаях не столь индивидуальна, как при «обычных» психотравмирующих обстоятельствах, и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений.

 

В–третьих, несмотря на развитие психогенных расстройств и продолжающуюся опасную ситуацию, пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы) ради выживания и сохранения жизни близких и всех окружающих.

 

Наиболее часто наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций психогенные расстройства объединяют в 4 группы – непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы.

 

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации во многом определяется эмоцией страха, которая до определенных пределов может считаться физиологически нормальной, поскольку она способствует экстренной мобилизации физического и психического состояния, необходимой для самосохранения. При утрате критического отношения к собственному страху, появлении затруднений в целесообразной деятельности, снижении и исчезновении возможности контролировать действия и принимать логически обоснованные решения формируются различные психотические расстройства (реактивные психозы, аффективно–шоковые реакции), а также состояния паники.

 

Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций 

 

Реакции и психогенные расстройства

Клинические особенности

Непатологические (физиологические) реакции

Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности

Психогенные

патологические

реакции

Невротический уровень расстройств – островозникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки  происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Психогенные невротические состояния

Стабилизированные и усложняющиеся невротические  расстройства – неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Реактивные психозы

Острые

Острые аффективно–шоковые  реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью

Затяжные

Депрессивные, параноидные, псевдодементные синдромы истерические и другие психозы

 

Среди реактивных психозов в ситуации массовых катастроф чаще всего наблюдаются аффективно–шоковые реакции и истерические психозы. Аффективно–шоковые реакции возникают при внезапном потрясении с угрозой для жизни, они всегда непродолжительны, длятся от 15–20 минут до нескольких часов или суток и представлены двумя формами шоковых состояний – гипер– и гипокинетической. 

 

Гипокинетический вариант  характеризуется явлениями эмоционально–двигательной заторможенности, общим «оцепенением», иногда вплоть до полной обездвиженности и мутизма (аффектогенный ступор). Люди застывают в одной позе, их мимика выражает либо безучастность, либо страх. Отмечаются вазомоторно–вегетативные нарушения и глубокое помрачение сознания.

 

Гиперкинетический вариант  характеризуется острым психомоторным возбуждением (двигательная буря, фугиформная реакция). Люди куда–то бегут, их движения и высказывания хаотичны, отрывочны; мимика отражает устрашающие переживания. Иногда преобладает острая речевая спутанность в виде бессвязного речевого потока. Люди дезориентированы, их сознание глубоко помрачено.

 

При истерических расстройствах в переживаниях человека начинают преобладать яркие образные представления, люди становятся крайне внушаемыми и самовнушаемыми. На этом фоне нередко развиваются нарушения сознания. Для истерического сумеречного помрачения сознания характерно не полное его выключение, а сужение с дезориентировкой, обманами восприятия. В поведении людей всегда находит отражение конкретная психотравмирующая ситуация. В клинической картине заметна демонстративность поведения с плачем, нелепым хохотом, истероформными припадками. К числу истерических психозов относят также истерический галлюциноз, псевдодеменцию, пуарилизм.

 

Наиболее типичными проявлениями непсихотических (невротических) расстройств на различных этапах развития ситуации являются острые реакции на стресс, адаптационные (приспособительные) невротические реакции, неврозы (тревоги, истерический, фобический, депрессивный, ипохондрический, неврастения).

 

Острые реакции на стресс характеризуются быстро проходящими непсихотическими расстройствами любого характе­ра, которые возникают как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психогенную ситуацию во время стихийного бедствия и обычно исчезают спустя несколько часов или дней. Эти реакции протекают с преобладанием эмоциональных нарушений (состояния паники, страха, тревоги и депрессии) или психомоторных нарушений (состояния двигательного возбуждения, заторможенности).

 

Адаптационные (приспособительные) реакции выражаются в легких или преходящих непсихотических расстройствах, длящихся дольше, чем острые реакции на стресс. Они наблюдаются у лиц любого возраста без какого–либо явного предшествовавшего им психического расстройства. Такие расстройства часто в какой–то степени ограничены в клинических проявлениях (парциальны) или выявляются в специфических ситуациях; они, как правило, обратимы. Обычно они тесно связаны по времени и содержанию с психотравмирующими ситуациями, вызванными тяжелыми утратами.

 

К числу наиболее часто наблюдаемых в экстремальных условиях адаптационных реакций относят:

  • кратковременную депрессивную реакцию (реакция утраты);

  • затяжную депрессивную реакцию;

  • реакцию с преобладающим расстройством других эмоций (реакцию беспокойства, страха, тревоги и т. д.).

К основным наблюдаемым формам неврозов относят:

  1. невроз тревоги (страха), для которого характерно сочетание психических и соматических проявлений тревоги, не соответствующих реальной опасности и проявляющихся либо в виде приступов, либо в виде стабильного состояния. Тревога бывает обычно диффузной и может нарастать до состояния паники. Могут присутствовать другие невротические проявления, такие, как навязчивые или истерические симптомы, но они не доминируют в клинической картине;

  2. истерический невроз, характеризующийся невротическими расстройствами, при которых преобладают нарушения вегетативных, сенсорных и моторных функций («конверсионная форма»), селективная амнезия, возни­кающая по типу «условной приятности и желательности», внушения и самовнушения на фоне аффективно суженного сознания. Могут иметь место выраженные изменения поведения, принимающие иногда форму истерической фуги. Это поведение может имитировать психоз или, скорее, соответствовать представлению больного о психозе;

  3. фобии невротические, для которых типично невротическое состояние с патологически выраженной боязнью определенных предметов или специфических ситуаций; депрессивный невроз – он определяется невротическими расстройствами, характеризующимися неадекватной по силе и клиническому содержанию депрессией, которая является следствием психотравмирующих обстоятельств. Он не включает в число своих проявлений витальные компоненты, суточные и сезонные колебания и определяется сосредоточением больного на психотравмирующей ситуации, предшествовавшей болезни. Обычно в переживаниях больных отсутствует проекция тоски на будущее. Нередко имеет место тревога, а также смешанное состояние тревоги и депрессии;

  4. неврастению, выражающуюся вегетативными, сенсомоторными и аффективными дисфункциями и протекающую по типу раздражительной слабости с бессонницей, повышенной утомляемостью, отвлекаемостью, пониженным настроением, постоянным недовольством собой и окружающими. Неврастения может являться следствием продолжительного эмоционального стресса, переутомления, возникать на фоне травматических поражений и соматических заболеваний;

  5. ипохондрический невроз – проявляется главным образом чрезмерной озабоченностью собственным здоровьем, функционированием какого–либо органа или, реже, состоянием своих умственных способностей. Обычно болезненные переживания сочетаются с тревогой и депрессией.

Изучение наблюдавшихся при экстремальных ситуациях психических расстройств, а также анализ комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дают возможность схематически выделить три периода развития ситуации, в которых наблюдаются различные психогенные нарушения.

 

Первый (острый) период характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия экстремального фактора до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот период в основном витальные инстинкты (например, самосохранения) и приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных реакции, основу которых составляет страх различной интенсивности. В это время преимущественно наблюдаются психогенные реакции психотического и непсихотического уровней. В ряде случаев возможно развитие паники.

 

Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отмечается мобилизация воли, анимация идеаторных процессов. Мнестические нарушения в этот период представлены снижением фиксации окружающе­го, нечеткими воспоминаниями происходящего вокруг, одна­ко в полном объеме запоминаются собственные действия и переживания. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется, так что длительность острого периода в восприятии увеличена в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства в гипердинамическом или гиподинамическом вариантах, описанных выше. Речевая продукция отрывочна, ограничивается восклица­ниями, в ряде случаев имеет место афония. Воспоминания о событии и своем поведении у пострадавших в этот период недифференцированны, суммарны.

 

Наряду с психическими расстройствами нередко отмечаются тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, обмороки, у беременных женщин – выкидыши. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Порой окружающее представляется «нереальным», причем это ощущение сохраняется в течение нескольких часов после воздействия. Длительными могут быть и кинестетические иллюзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т.д.).

 

При простой и сложной реакциях страха сознание сужено, хотя в большинстве случаев сохраняются доступность внешним воздействиям, избирательность поведения, возмож­ность самостоятельно находить выход из затруднительного положения.

 

Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, начинается, по образному выражению, «нормальная жизнь в экстремальных условиях». В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большую роль играют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких, как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важными элементами пролонгированного стресса в этот период являются ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с астено–депрессивными или апато–депрессивными проявлениями.

 

После окончания острого периода у некоторых пострадавших наблюдаются кратковременное облегчение, подъем настроения, стремление активно участвовать в спасательных работах, многоречивость, бесконечное повторение рассказа о своих переживаниях, об отношении к случившемуся, бравада, дискредитация опасности. Эта фаза эйфории длится от нескольких минут до нескольких часов. Как правило, она сменяется вялостью, безразличием, идеаторной заторможенностью, затруднением в осмыслении задаваемых вопросов, трудностями при выполнении даже простых заданий. На этом фоне наблюдаются эпизоды психоэмоционального напряжения с преобладанием тревоги. В ряде случаев развиваются своеобразные состояния, пострадавшие производят впечатление отрешенных, погруженных в себя. Они часто и глубоко вздыхают, отмечается брадифазия, ретроспективный анализ показывает, что в этих случаях внутренние переживания нередко связываются с мистически–религиозными представлениями. Другой вариант развития тревожного состояния в этот период может характеризоваться преобладанием «тревоги с активностью». Характерными являются двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, многоречивость, стремление к обилию контактов с окружающими. Экспрессивные движения бывают несколько демонстративны, утрированы. Эпизоды психоэмоционального напряжения быстро сменяются вялостью, апатией.

 

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, переоценка собственных переживаний и ощущений, осознание утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или в месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить подострый характер. В этих случаях наблюдаются как «соматизация» многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу «невротизация» и «психопатизация».

 

В динамике астенических расстройств, развившихся после экстремальной внезапно возникшей ситуации, часто наблюдаются аутохтонные эпизоды психоэмоционального напряже­ния с преобладанием аффекта тревоги и усилением вегетосоматических нарушений. По существу, астенические расстройства являются основой, на которой формируются различные пограничные нервно–психические расстройства. В ряде случаев они приобретают затяжной и хронический характер.

 

При развитии на фоне астении выраженных и относительно стабильных аффективных реакций собственно астенические расстройства как бы оттесняются на второй план. У пострадавших возникают смутное беспокойство, тревожное напряжение, дурные предчувствия, ожидание какого–то несчастья. Появляется «прислушивание к сигналам опасности», которыми могут оказаться сотрясение почвы от движущихся механизмов, неожиданный шум или, наоборот, тишина. Все это вызывает тревогу, сопровождающуюся напряжением мышц, дрожью в руках, ногах. Это способствует формированию стойких и длительных фобических расстройств. Наряду с фобиями, как правило, отмечается неуверенность, трудность в принятии даже простых решений, сомнения в верности и правильности собственных действий. Часто наблюдаются близкое к навязчивости постоянное обсуждение пережитой ситуации, воспоминания о прошлой жизни с ее идеализацией.

 

Другим видом проявления эмоционального напряжения являются психогенные депрессивные расстройства. Появля­ется своеобразное осознание «своей виновности» перед погибшими, возникает отвращение к жизни, сожаление, что выжил, а не погиб вместе с родственниками. Феноменология депрессивных состояний дополняется астеническими проявлениями, а в ряде наблюдений – апатией, безразличием, появлением тоскливого аффекта. Невозможность справиться с проблемами приводит к пассивности, разочарованию, сниже­нию самооценки, чувству несостоятельности. Нередко депрессивные проявления бывают менее выраженными, и на передний план выступает соматический дискомфорт (сомати­ческие «маски» депрессии): диффузная головная боль, усиливающаяся к вечеру, кардиалгии, нарушения сердечного ритма, анорексия.

 

В целом депрессивные расстройства не достигают психотического уровня, у пострадавших не бывает идеаторной заторможенности, они хотя и с трудом, но справляются с по­вседневными заботами.

 

Наряду с указанными невротическими расстройствами у людей, переживших экстремальную ситуацию, достаточно часто имеет место декомпенсация акцентуаций характера и психопатических личностных черт. При этом большое значение имеют как индивидуально значимая психотравмирующая ситуация, так и предшествовавший жизненный опыт и личностные установки каждого человека. Особенности личности налагают отпечаток на невротические реакции, играя важную патопластическую роль.

 

Основную группу состояний личностной декомпенсации обычно представляют реакции с преобладанием радикала возбудимости и сензитивности. Такие лица по ничтожному поводу дают бурные аффективные вспышки, объективно не адекватные поводу. При этом нередки агрессивные действия. Такие эпизоды чаще всего кратковременны, протекают с некоторой демонстративностью, театральностью, быстро сменя­ются астенодепрессивным состоянием, вялостью и безразличием к окружающему.

 

В ряде наблюдений отмечается дисфорическая окраска настроения. Люди в подобном состоянии мрачны, угрюмы, постоянно недовольны. Они оспаривают распоряжения и советы, отказываются выполнять задания, ссорятся с окружающими, бросают начатую работу. Нередки и случаи усиления паранойяльных акцентуаций – пережившие острую экстремальную ситуацию становятся завистливыми, следят друг за другом, пишут жалобы в различные инстанции, считают, что их обделили, поступили с ними несправедливо. В этих ситуациях наиболее часто развиваются рентные установки.

 

Наряду с отмеченными невротическими и психопатиче­скими реакциями на всех трех этапах развития ситуации у пострадавших отмечаются вегетативные дисфункции и расстройства сна. Последние не только отражают весь комплекс невротических нарушений, но и в значительной мере спо­собствуют их стабилизации и дальнейшему усугублению. Чаще всего затруднено засыпание, ему мешают чувство эмоционального напряжения, беспокойство, гиперестезии. Ночной сон носит поверхностный характер, сопровождается кошмарными сновидениями, обычно кратковременен. Наи­более интенсивные сдвиги в функциональной активности вегетативной нервной системы проявляются в виде колебаний артериального давления, лабильности пульса, гипергидроза, озноба, головных болей, вестибулярных нарушений, желудочно–кишечных расстройств. В ряде случаев эти состояния приобретают пароксизмальный характер, становясь наибо­лее выраженными во время приступа. На фоне вегетативных дисфункций нередко наблюдаются обострение психосоматических заболеваний, относительно компенсированных до экстремального события, и появление стойких психосоматических нарушений.

 

Во все указанные периоды развитие и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов: особенность ситуации, индивидуальное реагирование на происходящее, социальные и организационные мероприятия. Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. С течением времени теряют непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные особенности по­страдавших, и напротив, возрастает и обретает основопола­гающее значение не только собственно медицинская, но и социально–психологическая помощь и организационные факторы.

 

Помимо непатологических и патологических психоэмоциональных состояний которые являются реакцией на психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций происходят нарушения целе–мотивациотой сфере.

 

Психо–физиологические реакции и техники экстренной психологической помощи

 

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (реакции)

  • бред

  • галлюцинации

  • апатия

  • ступор

  • двигательное возбуждение

  • агрессия

  • страх

  • истерика

  • нервная дрожь

  • плач

Помощь специалиста в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».

 

Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.

 

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

 

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствую­щие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

 

В данной ситуации:

  1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

  2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

  3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

  4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Апатия. Апатия может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; или в ситуации, когда человек терпит серьезную неудачу, перестает видеть смысл своей деятельности; или когда не удалось кого–то спасти, и попавший в беду близкий погиб.

 

Наваливается ощущение усталости – такое, что не хочется ни двигаться, ни говорить, движения и слова даются с большим трудом.

 

В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявле­ние чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тя­желые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

 

В состоянии апатии человек может находиться от не­скольких часов до нескольких недель.

 

Основными признаками апатии являются:

  • безразличное отношение к окружающему;

  • вялость, заторможенность;

  • медленная, с длинными паузами, речь.

В данной ситуации:

  1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

  2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

  3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

  4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

  5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в по­мощи).

Ступор. Ступор – одна из самых сильных защитных реак­ций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.

 

Ступор может длиться от нескольких минут до несколь­ких часов. Поэтому, если не оказать помощь и пострадавший пробудет в таком состоянии достаточно долго, это приведет к его физическому истощению. Так как контакта с окружающим миром нет, пострадавший не заметит опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать.

 

Основными признаками ступора являются:

  • резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

  • отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

  • «застывание»

  • в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;

  • возможно напряжение отдельных групп мышц.

В данной ситуации:

  1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

  2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

  3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

  4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Двигательное возбуждение. Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек просто перестает понимать, что происходит вокруг него. Он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке.

 

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

  • ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

В данной ситуации:

  1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

  2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

  3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что–то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

  4. Не спорьте с пострадавшим, не зада­вайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

  5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

  6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением (см. помощь при данных состояниях).

Агрессия. Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

 

Основными признаками агрессии являются:

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

  • нанесение окружающим ударов руками или какими–либо предметами;

  • словесное оскорбление, брань;

  • мышечное напряжение;

  • повышение кровяного давления.

В данной ситуации:

  1. Сведите к минимуму количество окружающих.

  2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

  3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

  4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуа­ции».

  5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

  6. Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения; если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

  7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из–за снижения контроля за своими действиями человек будет совер­шать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Страх. Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Он боится чудовищ, которые живут под кроватью. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру. А тот, кто подвергся насилию, с трудом заставляет себя входить в свой подъезд. Причиной всего этого является страх.

 

К основным признакам страха относятся:

  • напряжение мышц (особенно лицевых);

  • сильное сердцебиение;

  • учащенное поверхностное дыхание;

  • сниженный контроль над собственным поведением.  

Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

 

В этой ситуации:

  1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

  2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

  3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

  4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Истерика. Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

 

Основные признаки:

  • сохраняется сознание;

  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;

  • крики, рыдания.

В данной ситуации:

  1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

  2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

  3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

  4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

  5. Не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь. После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так орга­низм «сбрасывает» напряжение.

Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.

 

Основные признаки данного состояния:

  • дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое–то время;

  • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей, человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету;

  • реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);

  • потом человек чувствует силь­ную усталость и нуждается в отдыхе.

В данной ситуации:

  1. Нужно усилить дрожь.

  2. Возьмите пострадавшего за пле­чи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

  3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

  4. Нельзя:

  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;

  • укрывать пострадавшего чем–то теплым;

  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Плач. Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто–то, с кем можно разделить горе.

 

Основные признаки данного состояния:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;

  • подрагивают губы;

  • наблюдается ощущение подавленности;

  • в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

 

В данной ситуации:

  1. Не оставляйте пострадавшего одного.

  2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

  3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

  4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

  5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.  

Когда человек оказывается наедине с природой, всегда есть опасность проявления чрезвычайных ситуаций. Выделим наиболее типичные из них:

 

Потеря ориентировки

 

Это обычная ситуация, когда человек (например, в поле, лесу), не может найти дорогу. Причиной чаще всего бывает излишняя самоуверенность. Ориентирование требует серьезных навыков, даже компас мало поможет, если человек не знает, как выдерживать направление движения и как правильно обходить препятствие. Потеря ориентировки вызывает растерянность, если же обстановка усложняется похолоданием или сильным дождем, а экипировка оказывается непригодной, то ситуация может оказаться и чрезвычайной. Сюда же относятся психологическая подготовленность, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой будет зависеть преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях автономного существования.

 

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизических качеств человека, таких как воля, решительность, собранность, изобретательность, физическая подготовленность, выносливость и т.д., но их одних нередко оказывается недостаточно для спасения. Неподготовленному человеку окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей, он находится в постоянном тревожном напряжении, ибо не знает, откуда ждать опасности, а если и знает, то не способен правильно оценить ее степень. Это состояние может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток. Чем менее осведомлен человек об условиях, в которых оказался волей обстоятельств, тем оно продолжительнее. Таким образом, не менее важными задачами обучения являются психологическая подготовка человека преодолевать возможные аварийные ситуации, повышение его эмоционально-волевой устойчивости, обучение правильно понимать и оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в соответствии с ней.

 

Боль

 

Травмы, воспалительные процессы, воздействия высокой или низкой температуры, кислот, щелочей и т.д. сопровождаются болью, представляющей своеобразную защитную реакцию организма. Неслучайно еще в древности ее называли "сторожевым псом" здоровья. И действительно, человек, лишенный болевой чувствительности, не может оценить опасность тяжелых, порой смертельных повреждений и не может своевременно устранить причину, угрожающую его жизни.

 

Но с другой стороны, боль, причиняя страдания, раздражает, отвлекает человека, а действуя продолжительное время, оказывает влияние на всю его деятельность, делает его более уязвимым перед неблагоприятными воздействиями окружающей среды. Однако человек способен справиться с болью, и даже очень сильной, преодолеть ее, сосредоточившись на решении каких-либо жизненно важных задач, может на время забыть о ней.

 

Холод

 

Снижая физическую активность и работоспособность, холод оказывает воздействие и на психику человека, при этом цепенеют не только мышцы, но и мозг, воля, без которой любая борьба обречена на провал. Поэтому в зоне низких температур, например, в Арктике, деятельность человека начинается с мер по защите от холода (строительство убежищ, разведение огня, приготовление горячей пищи и питья).

 

Жара

 

Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация вызывает в организме человека значительные изменения. Перегрев нарушает функции органов и систем, ослабляет физическую и психологическую деятельность. Особенно опасно воздействие высоких температур при недостатке питьевой воды, что приводит к обезвоживанию организма. Постройка солнцезащитного тента, ограничение физической активности, экономное использование запаса воды являются мерами, значительно облегчающими положение людей, терпящих бедствие в пустыне или тропиках.

 

Жажда

 

Являясь нормальным сигналом о нехватке жидкости в организме, неудовлетворенная жажда становится серьезной помехой для человека в случае автономного существования. Она завладевает всеми помыслами и желаниями, которые сосредотачиваются на единственной цели - избавиться от этого мучительного чувства.

 

Голод

 

Совокупность ощущений, связанных с потребностью организма в пище, можно рассматривать как типичную, хоть и несколько замедленную стрессовую реакцию. Известно, что человек может обходиться без пищи в течение продолжительного времени, сохраняя работоспособность, однако многодневное голодание, а при недостатке воды в особенности, ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию холода, боли и т.д.

 

Переутомление

 

Своеобразное состояние организма, возникающее после длительного, а иногда кратковременного физического или психического напряжения. Переутомление таит в себе потенциальную опасность, поскольку притупляет волю человека, делает его уступчивым к собственным слабостям. Правильное распределение физических нагрузок, своевременный и полноценный отдых позволяют избежать переутомления и быстро восстановить силы.

 

Человека, оказавшегося в условиях автономного существования, нередко охватывает уныние, которое усугубляется неудачными попытками сориентироваться, отыскать воду и пищу, установить связь и т.д. Этого состояния можно избежать, возложив на каждого человека (если в ситуации оказалась группа людей) определенные обязательства, требуя их неукоснительного выполнения, поставив перед каждым конкретные, но обязательно выполнимые задачи.

 

Страх

 

В старинной притче рассказывается: "Повстречался однажды на дороге странник с Чумой. "Куда путь держишь, Чума?", - спросил странник. "Иду в Багдад", - ответила Чума. - Хочу уморить пять тысяч человек". Через некоторое время встретились они снова. "Что же ты обманула меня? Ты сказала, что уморишь пять тысяч человек, а погубила пятьдесят тысяч", - упрекнул ее странник. "Нет, ты ошибаешься. Я сдержала слово и погубила только пять тысяч, а остальные сорок пять умерли от страха".

 

Страх - чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью, ожиданием гибели, страдания, боли, является одной из форм эмоциональной реакции. В условиях автономного существования нередко чувство страха связано с неизвестностью, собственной слабостью, ожиданием нападения и т.д. И вместе с тем чувство страха -это своеобразная система предупреждения об опасности, сигнализирующая о необходимости принятия мер для устранения угрозы жизни.

 

Влияние страха над человеком весьма велико. Как заметил Бальзак, под его влиянием "все способности человека внезапно достигают либо крайнего напряжения, либо перехода в полный упадок". По мнению В.Бонатти, известного путешественника и журналиста, различают два страха - контролируемый и бесконтрольный. "Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. А бесконтрольный страх - это просто паника".

 

Эмоциональная реакция человека в ту или иную опасность зависит во многом от его воли, внутренней собранности, умения побороть инстинкт самосохранения. Если научиться подавлять и контролировать страх, он превращается в своеобразный катализатор энергии и решительности. Почуяв опасность, организм становится подобно взведенной пружине. Мозг начинает соображать быстрее, острее становится слух, а мышца словно наливается неведомой силой, но стоит поддаться страху, и он превратится в основного врага, подчинив все мысли и поступки.

 

Поддавшись страху, человек окончательно утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Немало людей, оказавшись один на один с природой, гибли от голода, не израсходовав аварийный запас пищи, замерзали, имея под руками спички и топливо для костра, умирали от жажды в нескольких шагах от водоисточника.

 

Если в чрезвычайных обстоятельствах оказалась группа людей, то на всю их последующую деятельность и благоприятный исход автономного существования серьезное влияние может оказать выбор лидера-руководителя. Конечно, во многих случаях им автоматически становится лицо, выполнявшее до этого функции начальника группы. Однако руководителем может стать совершенно другой человек, так называемый неформальный лидер, человек с сильной волей, снискавший доверие людей к себе решительными разумными действиями, своей мудростью, жизненным опытом, умением организовать и сплотить людей, заставить их активно действовать, используя каждого в соответствии с его силами, занятиями и способностями для успеха общего дела. Им может оказаться человек, владеющий приемами выживания, опытом походной жизни (охотник, турист, альпинист, геолог и т.д.).

 

Иногда решающее значение имеет поведение группы в первые минуты после возникновения чрезвычайной ситуации. От ее организованности, быстроты и оперативности действий во многом зависит исход последующего автономного существования.

 

Какую же тактику следует избрать, оказавшись в экстремальной ситуации? Отправиться немедленно в путь, навстречу помощи, или ожидать ее на месте? Если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия, например, лесной пожар, разлом льдины, опасность схода лавины, лучше оставаться на месте, организовать лагерь, выстроить надежные укрытия. Это помогает хорошо защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранить силы, что особенно важно при наличии в группе раненых и больных. Кроме того, в условиях лагерной стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную ловлю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. В ряде случаев эта тактика облегчает действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о совершившейся аварии в конкретном районе. Приняв решение оставаться на месте, нужно составить план дальнейших действий, не скупясь на подробности. При разработке такого плана следует предусмотреть:

 

           1. Организацию временного лагеря:

  • выбор подходящего места для лагеря с учетом рельефа местности, близости водоисточников и заболоченных участков, густоты растительности, возможных опасностей;

  • определение участков для строительства временного жилища, приготовление и хранение пищи и снаряжения, размещение отхожего места и мусорной свалки;

  • выбор типа временного укрытия, заготовка строительного материала, строительство укрытия;

  • подготовка места для костра, заготовка топлива и разведение огня.

         2. Определение обязанностей каждого члена группы (с учетом его 

            знаний, физических возможностей и состояния здоровья):

  • по добыванию пищи с помощью охоты, рыбной ловли, сбору дикорастущих съедобных растений, приготовлению пищи;

  • по оказанию медицинской помощи пострадавшим и постоянному наблюдению за ранеными и больными;

  • по изготовлению лагерного и походного снаряжения, ремонту одежды и обуви.

          3. Проведение разведки на местности и определение своего

              местонахождения.

          4. Обеспечение сигнальной системы и связи:

  • наблюдение за воздухом для своевременного оповещения о приближающихся самолетах или вертолетах;

  • изготовление и размещение средств визуальной сигнализации (костры, сигнальные знаки, полотнища, флаги и т.д.);

  • организация дежурства по лагерю и определение обязанностей дежурных.

 Таким образом, хорошо продуманные мероприятия обеспечат выживание людей в условиях автономного существования.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ САМОЗАЩИТЫ

 

Постоянно держи в поле зрения все, что происходит поблизости, избегай попадать в опасные ситуации. При столкновении с преступниками постарайся понять, чего они хотят, почувствовать, что они будут делать. Действуй так, чтобы сорвать планы нападающих неожиданно, находчиво, с хитростью. Затрудняй действия противников. Навязывай им свой план развития событий.

 

Обращай внимание на то, что преступник пытается тебя запугать, скрыть собственный испуг, обмануть, завлечь обещаниями, усыпить твое внимание комплиментами, отвлечь в момент удара и т.п. Противопоставь свою смелость, осторожность, внимательность, реакцию, понимание того, что за обещаниями могут последовать коварство и жестокость.

 

В случае угрозы нападения постарайся найти убежище или помощь. Если есть возможность, беги, оценив при этом расстояние и свои возможности. Привлекай внимание прохожих и ближайших жителей криком "Пожар".

 

Когда стычка неизбежна, прими ее со всей решительностью. При столкновении с преступником действуй по обстоятельствам. Проявляй ум, смекалку, находчивость, будь оригинальным, твои неожиданные действия помогут одержать верх над противником.

 

Если ты взволнован, испуган, постарайся успокоиться. Для этого можно посмотреть вверх, сделав при этом глубокий вдох. Опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохни воздух, максимально освободив от него легкие. Одновременно расслабь мышцы. Несколько полных вдохов и выдохов, и все в порядке.

 

Если тебя останавливают хулиганы, грабители, продемонстрируй свою уверенность. Твое спокойствие вполне может остудить голову нападающим.

 

Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграй роль человека, имеющего мощную поддержку, к которому вот-вот подойдут надежные защитники (отец, старший брат и т.п.). Если противник слаб, есть признаки его неуверенности, покажи свое превосходство: резко прикажи ему, потребуй освободить дорогу и т.п. В ходе схватки с противником не думай о своей победе. Лучше думай о том, как твой противник потерпит поражение, будет повержен.

 

Если ты слабее физически, постарайся обратить силу противника против него самого, усыпи его внимание и бдительность, одержи верх за счет ловкости, быстроты и реакции. При столкновении с преступником иногда бывает полезно сделать вид, что ты растерян, напуган, готов сделать все по его требованию. Притупив внимание и осторожность противника, неожиданно бей или спасайся бегством.

 

После полученного удара изобрази из себя человека слабого, не способного к отпору. Сделай вид, что потерял контроль над собой, не ориентируешься в пространстве, находишься в полуобморочном состоянии. Усыпив внимание врага, неожиданно бей или спасайся бегством.

 

Если ты хочешь ударить противника или убежать от него, отвлеки его внимание, посмотри за его спину, позови кого-то, сделай вид, что к тебе приближается помощь и т.п. В тот момент, когда противник отвлечется, действуй быстро и решительно.

 

Если тебя задерживают и дело идет к конфликту, попробуй сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держись при этом с достоинством, не лебези и не унижайся. Если на тебя нападает несколько человек, определи среди них лидера. Обращайся к нему. Попытайся сыграть на его самолюбии.

 

Если преступник от тебя чего-то требует, попробуй предложить такие варианты выполнения требований, чтобы выиграть время, изменить условия или место столкновения так, чтобы изменить соотношение сил в свою пользу.

Если сочтешь возможным, постарайся вызвать у преступника сочувствие, жалость. Скажи, что смертельно болен, что идешь за лекарством для тяжело больной мамы и т.п.

 

При необходимости действуй так, чтобы вызвать у нападающего чувство брезгливости. Изобрази рвоту, эпилептический припадок, сильный насморк и т.п. Веди себя так, чтобы у нападающего пропало желание иметь с тобой дело.

 

Если тебя похитили на машине, скажи злоумышленникам, что кто-то из твоих близких все видел и запомни номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины ее хозяина можно найти очень быстро.

 

Преступники обычно стремятся иметь дело со слабыми людьми, недальновидными, глупыми, поверхностными, безвольными, трусливыми, нерешительными, медлительными. Стремись не допускать в себе проявления таких качеств. Ими могут воспользоваться твои недоброжелатели, хулиганы, грабители. Развивай в себе силу воли, решительность, смелость, готовность к разумному риску, быстроту реакции, находчивость. Дальновидность, сообразительность, внимательность и наблюдательность помогут тебе при столкновении со злоумышленниками.

 

Не допускай проявления уныния и апатии. Стремись выглядеть бодрым, энергичным в движениях, речи и действиях. Стремись даже в тяжелой ситуации найти что-то хорошее, приятное или смешное. Преступники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора.

 

Следи за своим внешним видом. Старайся не выделяться из окружающих людей излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников. Выбирая одежду, следует избегать темных тонов (темно-коричневого, черного), так как они могут усиливать агрессию окружающих людей.

 

В случае, если ты стал жертвой преступления, но у тебя есть возможность освободиться, обещая преступникам, что все случившееся останется с тобой, что никому ничего не расскажешь. Никто тебя не осудит, если ты нарушишь слово, данное негодяям под угрозой лишения жизни.

 

Постарайся как можно лучше запомнить нападавших: их внешность, одежду, манеру двигаться, особенность речи. Особенно обрати внимание на цвет глаз, шрамы, татуировки, родинки, дефекты речи. Все это понадобится для того, чтобы обезопасить себя в дальнейшем.

 

Обращай внимание на то, как ведут себя люди, которым обычно везет, которые редко попадают в опасные ситуации, которые выходят "сухими из воды". Как они этого достигают? Что из их опыта можно позаимствовать?

 

Стремись замечать свои ошибки и промахи в обеспечении личной безопасности. Извлекай уроки из печального опыта других людей. Старайся не допускать в дальнейшем подобных просчетов.

 

Нравственные ориентиры выживания

 

Учитывай, что преступник обычно видит в окружающих людях лишь средство достижения своих неблаговидных целей. Вряд ли тебе при столкновении с правонарушителем удастся его разжалобить или убедить в своей правоте. Помни, преступник готов на обман, он способен быть лицемерным, высокомерным, коварным, жадным, наглым, злопамятным, мстительным, жестоким и беспощадным.

 

Преступник при возможности попытается воспользоваться твоими благородными качествами: отзывчивостью, добротой, честностью, пунктуальностью, обязательностью, порядочностью, гуманностью, щедростью. Следи, чтобы никто не смог воспользоваться твоими благородными качествами в корыстных или преступных целях. Будь осмотрительным и осторожным. Именно благородством людей преступник нередко пытается воспользоваться в своих низменных целях.

 

Если ты убедился, что преступник посягнул на твое здоровье, что его действия угрожают твоей жизни, не думай о выборе средств самозащиты. В этом случае нет ударов честных или бесчестных, подлых или благородных, открытых или исподтишка. Решительнее бей в любое наиболее уязвимое место злоумышленника, используй любые предметы. Разумеется, не забывай при этом о безопасности окружающих людей.

 

Нравственными изъянами являются трусость, леность, жадность, болтливость, хвастовство, грубость, мстительность, агрессивность, наглость, жестокость, злопамятность, индивидуализм, эгоизм, корыстолюбие, несдержанность, скупость, высокомерие, необязательность, уменьшающие шансы человека на выживание, на безопасность. В случае, если заметишь в себе проявление этих качеств, постарайся, чтобы твоими недостатками не смогли воспользоваться твои недоброжелатели, преступники. Еще лучше поступать так, чтобы твои нравственные недостатки проявлялись все реже и реже. Тем самым ты увеличиваешь свои шансы одержать верх над преступниками.

 

Обрати внимание на то, что многие нравственные качества увеличивают возможности успешно противодействовать действиям злоумышленников. Прежде всего это трудолюбие, смелость, скромность, сдержанность, коллективизм. Развивай в себе эти качества. Это очень важно для того, чтобы быть способным обеспечить свою безопасность и безопасность своих близких.

Hosted by uCoz