Чрезвычайные ситуации экологического характера
Природные и антропогенные чрезвычайные происшествия, аварии и катастрофы

Чрезвычайные ситуации экологического характера


Презентация "Чрезвычайные ситуации экологического характера"

В приложении Microsoft Office PowerPoint 2003


Нарушение экологического равновесия

 

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей  средой. Все элементы живой и неживой природы влияют на состояние и жизнедеятельность друг друга. Для жизни на Земле очень важно, чтобы между элементами живой и неживой природы сохранялось устойчивое экологическое равновесие.

 

 

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария, которая привела к массовой гибели живых организмов и большому материальному ущербу.

 

Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на 4 вида.

 

Чрезвычайные ситуации

  • ЧС, связанные с изменением состава и свойств воздушной среды

  • ЧС, связанные с изменением состояния водной среды

  • ЧС, связанные с изменением состояния почвы, недр, ландшафта

  • ЧС, связанные с изменением состояния живой оболочки Земли

Изменение воздушной среды

 

Загрязнение воздуха происходит по природным причинам и в результате хозяйственной деятельности человека.

 

 

Природные причины загрязнения воздуха:

  • космическая пыль,

  • деятельность вулканов,

  • действие ветра на почву и горные породы.

 

 

Причины, связанные с деятельностью человека:

  • выбросы вредных веществ промышленных предприятий,

  • электростанций,

  • выбросы транспортных средств,

  • неосторожное обращение с огнём в лесах.

Изменение водной среды

 

Изменение водной среды происходит в  двух направлениях: истощение водных ресурсов и загрязнение воды.

 

Загрязнение воды происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

 

 

Природные причины загрязнения воды:

  • паводки,

  • сель,

  • размыв берегов,

  • загрязнения осадками.

Причины, связанные с деятельностью человека:

  • промышленные сточные воды,

  • отходы и сбросы,

  • сельское хозяйство.

Истощение водных ресурсов – это обмеление водоёмов, исчезновение рек, высыхание озёр.

 

Причины истощения водных ресурсов:

  • вырубка лесов,

  • распашка степей,

  • осушение болот,

  • неконтролируемый выпас скота,

  • рост потребления воды.

Изменение состояния почвы

 

Изменение состояния почвы также происходит по природным причинам и в результате деятельности человека.

 

 

Природные причины разрушения почвы:

  • размыв почвы,

  • выветривание,

  • засоление,

  • оползни, обвалы, образование оврагов.

 

Причины, связанные с деятельностью человека:

  • загрязнение тяжёлыми металлами, радиоактивными элементами, химическими и органическими веществами,

  • заражение почвы в результате антисанитарного состояния,

  • неправильная агротехника,

  • истощение,

  • заболачивание,

  • опустынивание.

Изменение состояния живой оболочки Земли

 

Земля населена живыми организмами – растениями, животными, микроорганизмами. Они составляют живую оболочку Земли.

Изменение состояния живой оболочки Земли происходит по природным причинам и в результате деятельности человека. Это вызывает исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменениям условий среды обитания, гибель растительности на обширной территории, массовую гибель животных. Живая среда теряет способность к восстановлению.

 

Живая и неживая природа находятся в постоянном взаимодействии.

 

Взаимодействие живой и неживой природы

 

 

Изменения в одной из составляющих этого взаимодействия приводят к нарушению экологического равновесия.

 

В настоящее время самое мощное воздействие на живую и неживую природу оказывает человек. Антропогенное воздействие – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешёл к охоте и земледелию. С середины 19 века начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу 20 века влияние человеческой деятельности на воздушную среду, водную среду и почву увеличивалось с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В большинстве случаев деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и гибели живых организмов. Это в свою очередь создаёт опасность для самого человека.

 

Вся живая оболочка находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому для сохранения жизни на Земле и создания благоприятных условий существования живых организмов необходимо постоянно осуществлять природоохранные мероприятия.

 

 

 

Парниковый эффект

 

 

Негативные последствия разрушения озонового экрана

 

 

Правила поведения, обеспечивающие экологическую безопасность человека

  1. Не ходить, не бегать и не ездить на велосипеде рядом с оживлёнными автомагистралями. Избегать физических нагрузок на открытом воздухе в районах, перегруженных автотранспортом.

  2. Купаться только в разрешенных местах чистых  экологически безопасных водоёмов.

  3. На дачных участках, в садах и огородах не использовать химические методы борьбы с сорняками и вредителями.

  4. Употреблять в пищу только качественные экологически безопасные продукты питания.

  5. Отказаться от курения. Оно разрушает ваше здоровье.

  6. Хорошо проветривать помещение и регулярно проводить влажную уборку в нём.

  7. Установить в кухне и в ванной комнате вытяжки для удаления пара и неприятных запахов.

  8. Установить бытовые фильтры очистки воды, используемой для приготовления пищи и питья.

  9. Оборудовать свой дом (квартиру) так, чтобы уровень шума в нём в любое время суток не превышал предела безопасности.

  10. Использовать в жилом помещении экологически безопасное оборудование и мебель.

  11. Использовать одежду и бельё, изготовленное из натуральных волокон (хлопчатобумажное, льняное, шелковое, шерстяное). Стирать вещи, используя мыло, а при пользовании стиральными порошками тщательно их прополаскивать.

  12. Продолжительность просмотра телепередач для школьников не должна превышать 1 часа в сутки, для взрослых – 4 часов.

  13. Завести комнатные растения, лучше разновидности кактуса и хризантемы.

 

Приведённый перечень правил может быть расширен и продолжен, исходя из особенностей конкретного места проживания.

© А.Ю.Тихомиров, 2009 г.
Hosted by uCoz